Для большей эффективности занятий с учителем-логопедом необходимо выполнение домашних заданий. Для этого надо создать благоприятные условия. Во-первых, подготовьте ребенка психологически к будущей деятельности. Объясните ему, почему надо учиться говорить правильно. Настройте его на долгую, трудную, но интересную работу. Во-вторых, приготовьте место для занятий: небольшой стол, два стула одинаковой высоты. Для выполнения упражнений для языка и последующей отработки звуков понадобится зеркало. Оно должно быть такого размера, чтобы ребенок мог видеть свое лицо полностью. Будет еще лучше, если Вы сядете с ним вдвоем перед большим зеркалом.

Желательно выполнять домашние задания систематически, не менее трех раз в неделю. Длительность одного занятия не должна превышать 30 минут. Вот возможный план такого занятия:

артикуляционная гимнастика - 5-7 минут,

отработка звука (постановка, работа над речевым материалом) — 10 минут,

пальчиковая гимнастика,

отдых — 2-3 минуты, 

отработка звука (постановка, работа над речевым материалом, раскрашивание) — 7-15 минут.

Эта схема лучше всего подходит для 5-6-летних детей.

Очень полезны наряду с такими занятиями короткие по времени упражнения, например повторение артикуляционной гимнастики или выученных ранее стихотворений. Место и время для этого можно выбирать любые.

Есть несколько правил поведения взрослых и детей на занятии: 

- не следует приступать к занятию в дурном настроении;

- не стоит показывать ребенку свое нежелание заниматься;

- если у ребенка что-то не получается, не повышайте на него голос, не настаивайте на выполнении, а договоритесь о том, когда он попытается сделать это еще раз;

- не бросайте начатое, если не получается какое-то одно задание, возьмитесь за другое, а к этому обязательно вернитесь позже — нельзя оставлять ребенка с чувством, что можно что-то недоделать.

Есть некоторые особенности проведения отдельных видов работы. На начальном этапе важно подготовить язык для постановки звука. Поэтому почти все внимание уделяется артикуляционной гимнастике. Выполнение ее занимает 10—15 минут. Ребенок должен хорошо освоить основной комплекс упражнений. Если при этом возникают большие
трудности, то используются дополнительные артикуляционные упражнения, способствующие повышению активности органов артикуляционного аппарата. Гимнастику следует проводить каждый день, добиваясь четкого, правильного выполнения заданий.

Каждое упражнение отрабатывается в такой последовательности: называние и показ упражнения взрослым, выполнение его ребенком, разбор взрослым ошибок, повторное выполнение. Сначала движения могут быть скованными, некоординированными, но потом на смену приходят свобода и точность. Как правило, такой тренировке органов речи отводятся 1-2 недели, затем приступают к постановке звука.

На этапе постановки звука, сочетающейся с дальнейшим развитием артикуляционной моторики, нагрузка ребенка возрастает. Ребенок быстрее устает, поэтому через каждые 7-10 минут необходимо давать ему время для отдыха, переключая на другие виды работы (игра с пальчиками, физкультминутка) продолжительностью 2-3 минуты.

Далее следует этап автоматизации звука в слогах, словах, предложениях, стихах и связной речи. Данная работа осуществляется постепенно, по принципу: от простого к сложному. И именно так. должна отроиться отработка звука. Не забывая тренировать язык с помощью артикуляционных упражнений, проходят весь речевой материал.

Завершающим этапом работы над звуком будет дифференциация его с другими звуками, с которыми ребенок его смешивает. Артикуляционные упражнения прекращаются и начинаются (продолжаются) упражнения на развитие фонематического слуха и дикции.

Артикуляционная гимнастика

Основной комплекс

1. «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с.

2. «Слоник» — вытянуть губы вперед «трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с.

3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз.

4. «Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка пошлепать губами произнося «пя-пя-пя...». Повторить 3 раза.

5. «Блинчик на  тарелочке» — широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя*»(«испекли блинчик и положили его остывать на тарелочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 с. Повторить 2-3 раза.

6. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончи ком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.

7. «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5 раз.

8. «Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться *от потолка* и дви гаться влево-вправо. Нижняя челюсть не должна двигаться. Повторить по 5-6 движе ний в каждую сторону.

9 «Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком мед ленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Стараться не дви гать нижней челюстью.

10. «Индюк» — приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к «бл-бл-бл...». Тянуть этот звук 5-7с, сделав сначала глубокий вдох.

Литература:

По материалам: Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: Пособие для логопедов и родителей:В 9 вып./- М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008.