Уважаемые родители!

  1. Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок в будущем приобрел интересную специальность, раскрылся как личность, в первую очередь научите ребенка грамотно и красиво говорить.

     

  2. Правильная речь необходима человеку любой специальности. Неправильная, скудная речь ребенка затрудняет его общение с окружающим миром, отражается на его общем развитии, характере, а в будущем может быть причиной плохой успеваемости в школе. Речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих. Поэтому ребенок должен слышать только правильную речь в семье.

     

  3. Речь отца, матери и всех членов семьи — это первый образец, которому подражает ребенок.

    Родители!

    Вы — первые учителя родного языка для своего ребенка!

                                                                                                    Семья — первая школа!

     

  4. Без помощи взрослых ребенку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребенком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте. Говорите и отвечайте на все его вопросы спокойно, неторопливо, четко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова — это поможет ребенку скорее овладеть правильной речью.

  5. Не подражайте неправильной речи ребенка, сами не навязывайте детям неправильных, надуманных слов, как «ням-ням» или «бобо». Ребенку приходится затем переучиваться и запоминать вновь правильные слова. Этим Вы задерживаете правильное развитие речи ребенка.

     

  6. Прививайте детям правильные речевые навыки. Не допускайте у детей быстрой речи. Приучайте ребенка говорить неторопливо, четко, выразительно, правильно произносить звуки и слова.

     

  7.  Не перегружайте ребенка речевым материалом. Не давайте детям младшего возраста заучивать длинные стихотворения. При выборе книг пользуйтесь советами воспитателей. Фонематический слух — одна из главных составляющих речевого развития.

Фонематический слух — одна из главных составляющих.

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь.
      Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что «слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц и т.д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.

Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать «кодом” языка. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у таких детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия.

Практически, мы не говорим о фонематическом слухе касательно взрослых, поскольку это и так подразумевается. Но детям такой слух нужно развивать, поскольку с ним связаны овладение речью и грамотность письма впоследствии. Наибольший пик развития фонематического слуха – это возраст 4-5 лет. У детей  наблюдается особая чувствительность к звукам речи, вот почему этот период очень важен для решения поставленной проблемы. Различение звуков речи – фонематический слух — является основой для понимания смысла сказанного.

При несформированности речевого  звукоразличения  ребенок  воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что- то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто становится немного иностранцем. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению. Дети с недоразвитием фонематического слуха читают медленно и с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописывают одну-две буквы в конце слова. Это связано с тем, что дети не умеют дифференцировать (различать) звуки «ш-ж», «с-з», «ц-з» и др.  Например, они заменяют буквы и пишут «сапка» вместо «шапка», «шук» вместо «жук». В норме к пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Как было сказано, 4-5 лет — возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность, которая будет решать следующие задачи:

  1. Ознакомление с миром слов (слова звучат похоже и  по-разному, бывают длинные и короткие).
  2. Умение слышать отдельные звуки в словах, определять первый, последний звук в слове.
  3. Умение различать звуки на слух твердые и мягкие согласные.
  4. Умение интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.

В нейропсихологии и логопедии разработаны специальные методы и упражнения для правильного формирования речевого слуха у ребёнка. Родители сами могут проводить занятия с детьми, главное, чтобы ребёнку они были интересными и не надоедали. Игры, используемые для решения поставленных проблем, можно разделить на несколько групп:

1) Игры на развитие слухового внимания:

  • «Узнай, что звучит?»
  • «Узнай, где звучит?»
  • «Что ты слышишь?»
  • «Назови звуки улицы»
  • «Найди по звучанию такую же коробочку с крупой»
  • «Жмурки с колокольчиком»
  • «Угадай по звуку, что делает?»

2) Игры на развитие фонематического восприятия:

  • Стали громко петь Еноты, даже разучили… (слова, ноты, стихи)
    Приготовлены постели  для Ежей у старой… (ели, липы, сосны)
    Съел Сережа на обед Целых пять больших… (сосисок, блинов,     котлет)
    Я надел большую шляпу, Чтоб похожим стать на (Бармалея,  папу, гриб)
    Раскрывает Жаба рот, Громко песенку… (кричит, поет, квакает)
    Подвернула я панаму, Чтоб похожей стать на …(маму, артистку,
    топ  модель).
  • Вслед за взрослым ребенок повторяет сочетания гласных звуков, четко их
    артикулируя: АУИО, ИАУО, УИОА.
  • Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов с легко произносимыми
    согласными звуками: ТУ—КА—ПО, ВЫ—КА—ТУ,
    ХО—НУ—МЫ, ТУ—БА—ДО
  • Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов с оппозиционными по
    звонкости — глухости, легко произносимыми согласными звуками:
     ПА—БО—ПЫ , ГО—КУ—ГА, ТО—ДУ—ТЫ
  • Шутки — минутки. Взрослый  читает  детям строчки из стихов, намеренно
    заменяя буквы в словах.  Дети на слух находят ошибку в стихотворении и
    исправляют её:

    Хвост с узорами,
    сапоги со шторами.

    Тили-бом! Тили-бом!
    Загорелся кошкин том.
     Мальчишек радостный народ
    Коньками звучно режет мёд.

    Куклу выронив из рук, 
    Маша мчится к маме:
    Там ползёт зелёный лук
    С длинными усами.

    Божья коробка,
    Улети на небо,
    Принеси мне хлеба.
  • Ребенок внимательно слушает рифмовки-путаницы  и ставит слова на место.
     От конфет остались … БАНТИКИ. Завяжу на платье … ФАНТИКИ.
     Съел я овощной … ХАЛАТ. А потом надел … САЛАТ.
  • Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку и добавляет подходящее слово, выбрав его среди названий картинок. Сложность упражнения достигается за счет того, что слова близки по звуковому составу.
    БИЛЕТ — БАЛЕТ — ПАКЕТ — БУКЕТ
    Я тебе задачу дам
    Все расставить по местам.
    В кассе я куплю…
    И отправлюсь на …
    У меня с собой …
    В нем лежит большой…
  • Вслед за взрослым ребенок произносит название всех картинок к упражнению. Затем показывает парами те картинки, названия которых звучат похоже:
    ПОЛЕНО—КОЛЕНО, БАТОН — ЛИМОН, УТКА — ДУДКА, БУКЕТ—ПАКЕТ
  • Вслед за взрослым ребенок произносит по 3—4  похожих по звучанию слова. Значение незнакомых слов уточняется до их воспроизведения. При повторении слов, близких по звуковому составу, взрослый обращает внимание на громкость и четкость речи ребенка. Такой подход способствует созданию не только фонематической, но и артикуляторной готовности к вызыванию звуков: Ком-дом- том, Пакет -макет -букет …
  • Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку. Он должен самостоятельно подобрать картинку и назвать последнее слово так, чтобы оно рифмовалось с выделенным словом. 

    На полянке обезьяны
    Начинают есть … (бананы)
    Я для птичек на балкон
    Вынес булку и … (батон)
    И про солнце, и про май
    Распевает … (попугай)

3) Игры на развитие фонематического слуха :

- «Поймай звук» (определение наличия звука в слове). Предложите детям хлопать в
ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх…) тогда, когда
они услышат слова, с заданным звуком. — Какой звук есть во всех словах?

-Взрослый произносит три — четыре слова, в каждом из которых есть один и тот
же звук: шуба, кошка, мышь — и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех
этих словах.

- «Длинное – короткое»

- «Определи первый звук в слове», «Какой последний звук?»

- Игра «Подумай и не торопись»: предложите детям несколько заданий на
сообразительность :

  • Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

 

  • Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…).

 

  • Подбери слово, чтобы первый звук был бы К, а последний — А.Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.  (чтозаканчивается на «А»; что начитается на «С», в середине слова звук «Т» и т.д.)

 

При наличии систематической целенаправленной работы по формированию фонематического слуха детей дошкольного возраста на основе использования игровой деятельности непременно произойдёт повышение качества речевого развития.